Телестудия Панорама в ИМПЭ. Блог

Бытует мнение, что традиционные каналы СМИ — это прежде всего телевидение, различные периодические издания, радиостанции и сетевые порталы. Однако давайте взглянем на современные блоги в качестве одного из новых ответвлений каналов массовой информации.
Сегодня существует множество площадок, где уровень контента приближается к высоким стандартам журналистики. Яркий пример — YouTube. Этот видеохостинг появился в 2005 году. Изначально видео носили характер бытовой съемки. Юзеры публиковали своего рода «путевые заметки», да и просто записи «ни о чем». Однако в последние десять лет на платформе возник полноценный корпус знаменитых блогеров. Именно они, имея большую аудиторию, способны собирать и распространять информацию, подобно профессиональным журналистам. Похожая эволюция коснулась таких ресурсов, как Twitter, Instagram, «Яндекс.Дзен» и многих других.
Как же обнаружить в блогере профессионала? Обратимся к базовым качествам, присущим хорошим журналистам. Очевидно, такой человек должен уметь точно и понятно излагать свои мысли; активно участвовать в общественной жизни; иметь широкий кругозор; быть коммуникабельным, оперативным, наблюдательным и, конечно, объективным. Несомненно, многие современные блогеры отвечают этим требованиям.
Помимо личностных качеств, нельзя забывать и о функциях журналистики, поскольку важно понимать, является ли интернет-контент журналистским. Так, к основным функциям мы относим, во-первых, коммуникативную, то есть удовлетворяющую потребность аудитории в информационном взаимодействии.
Вторая функция — идеологическая. Она включает в себя создание или влияние на общественное мнение. Учитывая положительное, а иногда почти дружественное отношение подписчиков к популярном блогерам, эта функция реализуется превосходно.
Значительную роль в современной журналистике играет культурно-просветительская функция. С ее помощью журналист предоставляет своей аудитории возможность познания культурной среды при помощи интерактивных каналов связи. И да, эта функция также осуществляется успешно, так как существует огромное множество каналов и блогов научной и научно-популярной тематики.
Четвертая функция связана с методологией. Мы рассматриваем ее как знакомство пользователя с информационно-энциклопедическими знаниями и рекламой. Рекламные элементы вообще являются неотъемлемой частью творчества блогеров, ведь именно реклама позволяет авторам монетизировать свой продукт.
Пятая функция — организаторская. Она подразумевает под собой взаимодействие СМИ с общественными организациями. То есть медиа контролируют и регулируют работу социальных институтов. Организаторские функции в блогосфере могут проявлять себя по-разному. Например, в виде журналистского анализа жизни общества. Тогда его результатом могут стать конкретные предложения по улучшению работы социальных институтов.
Наконец, последняя функция — рекреативная. Ее обычно связывают с развлечением аудитории. Интернет-платформы кишат развлекательным контентом, что также доказывает проявление этой функции в блогосфере.
На данный момент журналистами в среде блогосферы можно назвать Екатерину Коносову, предоставляющую репортажный и обзорный формат контента; Юрия Дудя — профессионального спортивного журналиста и интервьюера; Ольгу Ли, которая ведет канал «Народный журналист» и выкладывает сюжеты о бездействии властей, а также о неправомерных поступках чиновников; в научно-популярной сфере большую роль играет блог Яна Топлеса и множество других популярных каналов.
Таким образом, мы видим множество примеров, которые позволяют говорить о том, что творчество блогеров выступает как полноценный канал СМИ. Естественно, не каждый автор блога является журналистом. Тем не менее в условиях глобализации медиасреды традиционные форматы и блоги дополняют друг друга и конкурируют за внимание одних и тех же аудиторий, используя схожие приемы и выполняя почти одинаковые функции.  

Анна Нетычук

  • Другие статьи можно прочесть в разделе блог